Just One More Opinion — Блог Сяо Му

Блог Сяо Му — дипломата, востоковеда, неравнодушного к происходящему в России

Fallout: с блэкджеком и шлюхами!

Продолжаем тему Fallout

После выхода Fallout 3 Bethesda стала штамповать дополнения – от скучного тира Ancoridge через любопытный стеб над реднеками Point Lookout до бредового Mothership Zeta. Тем временем, вести от Obsidian о Fallout: New Vegas поступали обнадеживающие для фанатов, и я ждал возможности “пощупать” игру. На Obsidian я надеялся не просто так – основали компанию бывшие сотрудники Interplay, и она имеет на счету такие RPG как KOTOR II (к сожалению, серьезно пострадавшая из-за плохого маркетинга) и Neverwinter Nights 2.

Вчера я прошел New Vegas. Прохождение заняло у меня множество часов – в отличие от Fallout 3, пройденной, напомню, за один присест (подобная скоробеглость меня настолько удивила, что я некоторое время с глупым видом таращился на титры, не веря, что это ВСЕ).  Впечатлений от прохождения у меня набралось также многократно больше.

Небольшое отступление. Так как New Vegas создавался на том же движке, что и Fallout 3, использует множество его ресурсов и ту же модель геймплея – от сравнений не уйти никуда. Более того, у меня есть подозрения, что Obsidian в данном случае работала, отталкиваясь от Fallout 3. О причинах таких подозрений будет ясно из дальнейшего обзора.

Скоро сказка сказывается

Прежде всего скажу – центральный сюжет NV может похвастать интригой, нелинейностью и неожиданными поворотами. Сценарий написан весьма крепко и толково, суть происходящего раскрывается далеко не сразу, в наличии есть очень серьезные и интересные возможности выбора линии поведения протагониста. События освещаются достаточно крупные, как говорят в новостях – регионального значения. Впервые, кажется, во всей серии не нужно спасать мир или родной дом от злодеев. Более того, родного дома у героя (или, как его называют – Курьера) нет вообще, как и родственников, ничто не диктует дальнейшие действия, кроме собственных интересов. Передел виртуальной пустыни Мохаве между растущей Новой Калифорнией и рабовладельческим Легионом Цезаря открывает перед безвестным работником службы доставки немалые перспективы.

Некоторые игроки в Интернете выражают недовольство не слишком большим увеличением площади игрового мира по сравнению с F3, однако кому нужна площадь, если на ней нет ничего интереснее трехсарайных деревень с глупыми, надуманными проблемами? Побочные квесты обитателей различных поселений выполнены с душой и выдумкой, зачастую предлагают многовариантность решения и прямо влияют на происходящее – помогите поселку получить протекцию Новокалифорнийской Республики, и в нем воцарится мир и порядок… а также в полтора раза подскочат цены на товары и услуги – ничего не поделаешь, за защиту нужно платить налоги и подати!

Все принятые вами решения отразятся на концовке игры – после прохождения вам подробно расскажут, как сложилась жизнь в каждом районе игрового мира. Такой набор мини-концовок очень украшает игру и оживляет ее мир – особенно в сравнении с финалом F3, состоящим из краткой дежурной речи о том, какой хороший/плохой был ваш персонаж…

Wasteland Repair Kit

Впрочем, геймплей F3 не был безнадежным. Наоборот, он был добротен и перспективен, являя собой пример печального несоответствия мощного скелета и дряблой мускулатуры. Obsidian хорошо поработала над исправлением этого недостатка – лишнее выбросили, недостающее добавили, а плохо работавшее улучшили. Ненужному нашли достойное применение, а нужное расширили и углубили. Сначала это не бросается в глаза, но потом, как приглядишься, многое радует до глубины души.

Ролевую систему привели в чувство и адекватно интегрировали в геймплей. Умения пригождаются в самых неожиданных ситуациях ( удалось блеснуть в разговоре познаниями в медицине или взрывотехнике – сильно облегчите решение конкретной проблемы), получаемые с ростом в уровне таланты заставляют серьезно планировать выбор, а бесполезных навыков не осталось вообще – пошел в дело даже традиционно бестолковый Outdoorsman, сменивший название на Survival.

Отдельно стоит упомянуть режим hardcore и порекомендовать играть только с ним. Шутка ли – простая потребность персонажа в еде, воде и сне многократно усиливает погружение в игровой мир. Трудновато было поверить в ценность очистной станции из F3 при том, что персонаж вообще никогда не пьет!

Крафтинг предметов, появившийся в F3, предлагал разве что собирать из всякого хлама оружие потешного вида. В NV же трудно обойтись без перезарядки стреляных гильз, очистки загрязненной воды и создания ремнаборов для приходящих в негодность стволов.

Театр множества актеров

Ядерная война не слишком сильно затронула Мохаве – вероятно, именно поэтому в ней проживает такое количество колоритных персонажей и целых организаций. Присоединяемые спутники наконец обрели свое лицо, прошлое, привычки и склонности. Даже не пытайтесь подружиться с Буном, если вам идейно близки легионеры – лаконичный снайпер имеет о них четкое мнение, и выражает его исключительно с помощью любимой винтовки.

Упорядочить отношения Курьера с группировками и сообществами Мохаве помогает улучшенная система репутаций родом из F2, тонко учитывающая все оттенки взаимных контактов. Отныне память у виртуальных организаций достаточно тверда, и мирное решение конфликта, быть может, зачтется вам под конец игры, а единичное сражение любимого гражданами НКР героя с военным патрулем не обратит все его былые заслуги в пыль.

К слову о пыли – окрестности Нью-Вегаса пустынны, но дизайнеры Obsidian знают свое дело, и каждый уголок карты производит впечатление ручной работы. Разработчики не искали причин сэкономить усилия, поэтому в игре минимум линейных туннелей и улиц, которыми грешил F3.

Серые руины Вашингтона с памятниками мертвым президентам заменил блеск неоновых огней казино Нового Вегаса, живо напоминающий о былых приключениях в Нью-Рено – а перед таким напором у дешевого патриотизма нет ни малейших шансов.

То же с оружием и предметами – на смену идейно чуждым уродцам пришли неуловимо родные и знакомые кусочки той самой вселенной. Возможность пролить слезу умиления, увидев в продаже Ту Пушку (That Gun) калибра .223, заслуживает отдельной похвалы.

Похвалит вас за добрые дела и обаятельный мистер Нью-Вегас – искусственный интеллект, заправляющий городской радиостанцией. Глубокий бархатный голос (предоставленный известным лас-вегасским артистом) и шикарная, умело подобранная музыка родом из эпохи 50-ых заставляют еще раз вспомнить нелепое радио F3 (что пожелаете – бесцветный джаз пополам с банальностями или военные марши с невнятной пропагандой, читаемой тоном Дроздова?), пожать плечами и добавить песни из NV в свою фонотеку.

Fallout: Old Problems

Жаль, что радскорпионы и гигантские муравьи – далеко не единственные насекомые в Fallout: New Vegas, и я говорю не о радтараканах. Даже после двух патчей игра все еще страдает от периодических вылетов и ошибок в подрисовке, приводящих к проседанию FPS. Я ожидал характерного для серии набора недоделанных квестов и вырезанных сюжетных линий, но как раз в этом смысле игра решительно порывает с наследием предков – по крайней мере, ничего сколь-нибудь бросающегося в глаза вдумчивое исследование мира не обнаружило.

Не хватает звезд с неба и графическая часть, хоть это и маскирует прекрасная работа художников. Эта беда родом из Киродиила – от дубоватой анимации персонажей никуда не деться, как и от того факта, что движок Oblivion стар, дряхл и хочет на пенсию.

…Fallout все эти годы был памятью ушедшего детства, осколком эпохи великих свершений игростроя. Кто только не пытался сесть в его довоенное автомобильное кресло, поставленное на землю перед старой бочкой с горящим мусором внутри – и мелкая поделка Metalheart, и The Fall с претензией в крикливом названии, и законно лицензированная версия для тех, кто меньше самых маленьких. В кресле продавили еще пару пружин, а огонь в бочке почти потух – но теперь Fallout наконец вернулся из Пустошей, сорвав джекпот во всех казино Нью-Вегаса, и занял свое старое место, принадлежащее ему по праву.