Just One More Opinion — Блог Сяо Му

Блог Сяо Му — дипломата, востоковеда, неравнодушного к происходящему в России

Обыкновенный буддизм

Периодически встречаю в интернете разные публикации на тибетско-буддийскую тему. Обычно публикации затрагивают очередной спич Далай-ламы на тему всеобщей любви (например, в 1999 Далай-лама вдруг возлюбил Аугусто Пиночета и просил не отдавать того под суд за преступления против человечества) или жестокие страдания, которым подвергают тибетских буддистов тоталитарные китайские коммунисты.

Еще попадаются писания разных новообращенных ламаистов и полоумных последователей Рериха – этих легко узнать по медоточивому стилю и общей сказочности изложения. Тибет для них – прекрасная и удивительная Шамбала, где сидят в медитации мудрые монахи (которые ничего не едят и не пьют), а одухотворенные крестьяне в едином порыве строят очередной монастырь, радостно славя правящего далай-ламу. На Тибете, утверждают рериховцы, издавна владеют секретом высшего бытия, позволяющим достичь просветления – очевидно, именно поэтому до прихода коммунистов грязь, эксплуатация и нищета там стояли такие, что даже Будду Гаутаму передернуло бы.

Популярна книга “Семь лет в Тибете”, написанная Генрихом Харрером, “австрийским альпинистом и путешественником”, как гласит аннотация – а еще эсэсовцем, об этом аннотация (да и сам Харрер в книге) почему-то умалчивает. Жду с нетерпением, когда Адольф Гитлер будет называться “австрийским художником и политиком”, да… Так вот, Харрер описывает чудесный Тибет, в который под конец книги вторгаются злобные коммунисты, подвергающие благородных дворян и просветленных монахов неслыханным унижениям – например, их бесчеловечно заставили “убирать город для приезда туристов”*. Жестокого рабовладения, пыток, истязаний и постоянного насилия над простолюдинами со стороны этих замечательных личностей наш эсэсовец, вероятно, за семь лет просто не заметил.

Досадно также, что ариец не смог остаться в Тибете еще на некоторое время и описать в своих мемуарах другие репрессии кровавой КПК – скажем, с целью продлить страдания тибетцев и срок их работы в гулагах китайцы увеличили среднюю продолжительность жизни в стране с 36 до 67 лет (то есть почти вдвое). Достигнуто это было с помощью примитивных коммунистических методов – организации регулярного питания, строительства роддомов и медпунктов.

Несколько менее популярны другие книги – например, статьи Майкла Паренти (на английском, но желающие могут без труда найти русский перевод с помощью любого поисковика). В них освещаются другие стороны жизни Тибета – средневековая тирания, невежество, голод, эпидемии и произвол кучки паразитов, прикрывающихся религиозными догматами.

…Помню, в университете встречал немало товарищей (белых), интересующихся буддизмом в самом восторженном ключе. Один такой, вроде бы Миша, на всех лекциях, каким-либо боком затрагивавших буддизм, постоянно дополнял выступление лектора таким голосом, словно тот читал завещание его богатого троюродного дедушки.

Мишу и других постоянно пытались направить по мою душу для теософских диспутов, но я общения с ними яростно избегал. Избегал я и каких-либо бесед со студентами из традиционно буддистских регионов. Такая политика духовного изоляционизма дала свои плоды, и от меня отстали.

Причины уклонения двояки – с одной стороны, мне надоело слушать одни и те же цитаты из энциклопедии для детей, которыми зачем-то с радостными лицами сыпали московские фанаты буддизма, с другой стороны – я не имел желания дискутировать со своими калмыко-бурятскими сородичами о том, на каком именно месте в божнице должна стоять фигурка Белого Старца.

Если вкратце изложить основания для такого поведения, получится вот что:

  1. Как такового, просто буддизма нет и не было отродясь.

  2. Для официальной принадлежности к буддизму нужно лишь признавать 4 нечетко сформулированных принципа.

  3. Как следствие, буддизм бывает ОЧЕНЬ разный.

  4. Монахи и другие служители культа не материализовались прямиком из нирваны, а зачастую до шафранных одеяний носили местные аналоги кепок и треников.

  5. Буддийские монастыри в экономическом смысле мало отличались от любых других монастырей – например, тех, которые с неподдельной радостью побежали грабить православные крестьяне-богоносцы в 1905 и 1917 .

  6. Ввиду отсутствия четкой стержневой идеологии, буддизм впитал в себя множество разных практик – от местных языческих пантеонов (именно они в целом и Белый Старец в частности мне безразличны, ввиду рождения в Москве) до новоизобретенных школ мысли (вроде той же секты дзен).

  7. Подобная разность идеологий и экономических интересов не могла не приводить к периодическим жестоким войнам и разборкам между разными сектами и школами.

  8. Теократия вообще редко выглядит прогрессивно или хотя бы справедливо – можно вспомнить лидера движения Талибан муллу Омара, который жил во дворце и потреблял кока-колу литрами. А если приглядеться к монгольскому богдо-гэгэну (восьмому), то окажется, что “жизнь его проходила неведомо для простых смертных” – то есть заключалась в питье водки, курении дури, просмотре порно и вдувании гаремным бабам.

  9. Народные сказки китайцев, вьетнамцев и прочих буддистов отчего-то рисуют монахов как жадных, лживых, жестоких кровопийц и лицемеров.

  10. Дисциплинированные, физически развитые и обученные рукопашному бою содружества по очевидным причинам сильно похожи на цапков. Многие гонконгские цапки с гордостью ведут историю своих организаций от известных монастырей прошлого.

Просто уясните себе, что буддисты – ровно такие же люди, как и все остальные. Можно слушать слащавые речи Тенцзина Гьяцо (более известного как Далай-лама) про то, что “руки даны не чтобы душить, а чтобы обнимать”, но надо помнить, что его коллеги совсем недавно использовали руки неугодных им холопов третьим способом – как поясные талисманы.

Делай, как говорит монах – не делай, как монах делает.

…И упаси вас небо от разных коммерческих ашрамов – все это пустой новодел, придуманный для обирания глупых европейцев. Буддизм вообще довольно вяло относится к прозелитизму, так что смотрите в оба за самодельными проповедниками.