Just One More Opinion — Блог Сяо Му

Блог Сяо Му — дипломата, востоковеда, неравнодушного к происходящему в России

Дружба народов

Три дня назад, 20 октября 2011 года, мятежниками был убит полковник Муаммар Каддафи, лидер ливийской революции и де-факто правитель Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. Окровавленное тело Каддафи было засунуто в витрину-холодильник для колбасы и выставлено на всеобщее обозрение – в том числе по телевидению. Благородная госпожа Хиллари Клинтон, государственный секретарь Соединенных Штатов Америки, не смогла (да и, наверное, не сочла нужным) сдержать радостный крик “Вау!”, когда увидела кадры, на которых тащили полуголый труп старого бедуина.

Другой известный гигант мысли и отец мировой демократии, сенатор от Аризоны Джон Маккейн, сумел, будучи человеком военным и дисциплинированным, подавить утробные вопли ликования и выразить свои мысли более членораздельно.

Диктаторы во всем мире, не только Башар Ассад, но,может быть, даже господин Путин, может быть, кто-то в Китае, возможно, им стоит понервничать… Я думаю, это весна. Не только арабская весна.

заявил он в четверг в интервью ВВС. Господин Путин, очевидно, должен нервно сглотнуть и поспешно отказаться от своих планов вернуться на пост президента России. Какой реакции предполагается добиться от “кого-то в Китае” (сенатор Маккейн, как простой американский солдат, видимо, не в силах выговорить имя председателя КНР Ху Цзиньтао), я даже не знаю. Разве что – шить кроссовки и не выпендриваться?

А вот сирийскому президенту Башару Асаду и впрямь стоит быть готовым к самому печальному обороту дел. Следующей целью назначен он – об этом наперебой пишут демократические газеты, например, итальянская La Stampa. Статьи в них захлебываются от восторга – уже двух врагов Америки порешили за последнее время (первый, напоминаю – наскучивший публике и потому срочно отправленный к рыбам Усама бен Ладен), а генерал Киммитт хвастается, что впервые в мире оказалось можно выиграть войну одними бомбами, оставив грязную работу толпам вооруженных погромщиков. Оба факта записываются в плюс Бараку Обаме, что для него несомненно полезно ввиду приближающихся выборов.

Опечаленный гибелью гордого полковника, я решил побеседовать с гражданами свободной Европы и узнать, как они относятся к произошедшему. Лучше бы я этого не делал.

Свободные европейцы в ответ на мою скорбь по Каддафи выпучили глаза. “Но почему?” – спросили они. Я вкратце пояснил им, что произошло – маленькую, но благополучную страну третьего мира руками европейцев уничтожили США, с целью создать управляемый хаос по соседству с ЕС и прекратить нефтяное сотрудничество с плохими, нерукопожатными Китаем и Россией. 50 тысяч человек в этой стране убили при бомбежках и погромах, еще больше погибнет в гражданской войне, а ее лидера, отчаянно сопротивлявшегося интервентам, тоже убили и стали глумиться над трупом.

Европейцы сменили выражение лиц с изумленного на осторожное – ну, которое обычно появляется при разговоре с сумасшедшими или впавшими в маразм. “Но Сяо Му… он ведь не только нефть продавал. Он еще продавал оружие”, – сообщили мне они. Тут настала уже моя очередь переходить на вкрадчиво-внимательный тон психиатра – я задал простейший вопрос: какое оружие и кому продавал покойный Каддафи?

Этим я немедленно поставил своих собеседников в тупик. Развивая наступление, я предложил им ответить на другие вопросы – знают ли они, что главными торговцами оружием на планете являются США, Бельгия, Германия, Швеция и Италия? что Ливия не продавала никакого оружия по простой причине отсутствия производственных мощностей, конструкторских бюро и лицензий для его производства? что байку про ужасное супероружие мы уже слышали при разгроме Ирака, и никакого оружия у покойного Саддама так и не нашли?

Пока жители демократической Европы мычали и пыхтели, пытаясь что-нибудь ответить, я решил, раз уж разговор зашел про оружие, спросить – не знают ли они, куда это пропали 30 тысяч ПЗРК с ливийских складов? Уж не украли ли их демократические члены Переходного Национального Совета? И как знать – не собьют ли с помощью этих ПЗРК самолет, в котором мои партнеры по межкультурному диалогу полетят в отпуск?

Дальше разговор пришлось прекратить, так как европейцы совершенно потеряли способность говорить что-либо внятное, только повторяли “Господи Исусе”  и поспешно прощались. Но мне кажется, в таком финале и заключается вся соль моего последнего диалога с Европой.

Я вдруг понял, что двигало предками многих ныне живущих европейцев, когда они, подбадриваемые надписью “Gott mit uns” на пряжках своих ремней, перешли границу нашей страны в 1941 году; понял, как они могли нести такую лабораторно-чистую ненависть к нам; понял, почему чудовищные преступления против нашего народа совершались подобно простой рутинной работе.

Этих людей не волнуют чужие судьбы и жизни. Весь мир, в понимании европейца, существует только для поддержания его, европейца, комфортного существования. Презренные унтерменши могут подыхать миллионами, но никому в Европе не будет до этого никакого дела. Европеец общается со мной, забавным русским варваром, как-то навострившимся говорить по-человечески, с помощью ноутбука, собранного за гроши умирающей от туберкулеза филиппинской девочкой – но лекции о гуманизме и свободе он читает мне.

И знаете, что? Я очень живо представил себе их реакцию на бомбежки и разгром России. “Там у нас вроде был хороший знакомый Сяо Му… но он, наверное, тоже, как и все русские, продавал оружие… или стоп, они вроде угнетали национальное меньшинство? А, нет, это в Судане было… но все равно, какая разница!”.

Им действительно все равно. Убили Каддафи? Правильно, по телевизору показывали, какое у него злое лицо – это верный признак негодяя и тирана. И он, наверное, пачками сажает свой народ в тюрьмы – в кино так всегда делают всякие диктаторы. Ну может, не сажает – нам-то какая разница? Если убили – значит, есть за что. Убили 50 тысяч ливийцев, а 100 тысяч сделали нищими беженцами? Да плевать – главное, чтобы они к нам не понаехали, наша земля не про них писана. И вообще, нам не до заморских стран – тут ипотеку не знаешь, как заплатить, а еще Сяо Му какими-то убитыми обезьянами в нос тычет…

И вот теперь я жалею, что вообще завел тот разговор. Потому, что мне теперь ЕС видится как этакая раковая опухоль на лице планеты – огромная, вся пронизанная сосудами, потребляет уйму крови, сама только пожирает здоровые ткани, гадит и растет, растет…