Just One More Opinion — Блог Сяо Му

Блог Сяо Му — дипломата, востоковеда, неравнодушного к происходящему в России

Ловчие сети

Помимо собственно религиозных сект, существует немалое число так называемых коммерческих культов. Более известны они под общим названием “сетевой маркетинг”.

Памятный многим “Гербалайф” родом из 90-ых является хрестоматийным примером. Для тех, кто вырос несколько позже описываемых событий, поясняю: сущность сетевого маркетинга заключается в построении пирамиды дистрибьюторов, потребляющих часть товара, а остальную массу сбывающих вниз с некоторой наценкой.

Предметом продажи является, как правило, какой-нибудь бесполезный (или даже вредный) хлам, который, тем не менее, достаточно трудно объективно оценить. Идеальный вариант – продажа БАДов, шампуней, косметики и некоторых предметов быта (вроде посуды). По сути, участники пирамиды являются мелкими коммивояжерами, продающими безделушки из ассортимента телемагазинов.

Возникает вопрос – что плохого в том, что люди продают барахло? На вид ничего вредного или разрушительного с ними не происходит. Но это только на первый взгляд…

Устроителям подобных пирамид очевидно, что такая “работа” (тяжелая, нервная, затратная и ненадежная) малопривлекательна для людей сама по себе, и потому их конторы используют достаточно развитую систему манипуляции сознанием. Именно эта манипуляция и позволяет относить их к коммерческим культам.

Выглядит это примерно следующим образом. Жертвы видят в газетах и на столбах объявления типа “Работа в офисе. Зарплата от 30 до 100 тысяч рублей” или, как вариант, встречают у метро приветливого человека, вопрошающего что-то вроде “Вы хотели бы начать свой бизнес?”. Оба пути приводят их в маленький офис (или даже квартиру) к представительному мужчине/женщине, которые проводят собеседование по всей форме, интересуются образованием, опытом работы и т. п. Затем заполняется какая-нибудь анкета, и выдается пропуск на общее собрание (нередко жертву некоторое время “маринуют” и тянут с ответом, дабы она еще больше уверилась в своем невероятном везении).

На этом собрании молодой лектор делится своей историей (она всегда одинакова – работал на такой-то приличной должности, но захотелось успеха и самостоятельности, и пришел сюда) и демонстрирует презентацию или короткий фильм (всегда про то, как мощна и глобальна сия корпорация, какие она разработала нанотехнологии и как журнал “Форбс” не успевает давать ее президенту места в своем рейтинге миллиардеров). Очень распространена практика показа кучи наград, грамот и призов никому не известных организаций и академий, а сетевики китайского происхождения всегда заявляют о своем чуть ли не государственном статусе (в реальности власти КНР преследуют их как шарлатанов, и обрести государственный статус эти люди могут разве что в качестве заключенных). После фильма следует лекция. И тут начинается собственно манипуляция сознанием.

Лекция построена таким образом, чтобы контрастировать (в якобы лучшую сторону, понятно) с обычным корпоративным инструктажем для новичков, и лектор это подчеркивает. К примеру, вам сразу объяснят “права”, которые дарует вам компания. Набор состоит из пустышек типа “права получать информацию о компании” (как будто в прочих местах сотрудникам строго запрещено что-либо знать, а ослушников пытают электричеством в СБ) , “права на льготное пользование товарами и услугами” (и даже обязанность, да), “права на всеобъемлющую поддержку компании” (подробнее об этой “поддержке” – ниже) и тому подобной ничего не значащей ерунды.

Далее могут показать цветастые схемы и диаграммы, “доказывающие” миллионные прибыли от перепродажи средств для похудения или демонстрирующие невероятные ноу-хау компании (вроде неких волшебных препаратов кальция, позволяющих организму усваивать его на 99%). Не приминут показать фотографии радостных членов пирамиды на фоне спорткаров, яхт, самолетов и дворцов…

В конечном итоге, вам объяснят пирамидальную структуру “продаж” (то есть ПЕРЕпродаж). Ядро этой демагогии – подмена понятий. Никто в здравом уме не пожелает на свои деньги покупать барахло для перепродажи по “принципу Еще Большего Дурака”, нееет… и поэтому обдуряемым настойчиво втолковывается, что они будут “вести собственный бизнес”, “совершенно независимы и самостоятельны” и “исполнят свою мечту о Финансовой Независимости” (так политкорректно называется желание иметь множество денег).

Для подкрепления бредовой идеи о “независимом бизнесе” участникам сочиняются солидно звучащие звания – всяческие “директора” (это самый первый ранг, да-да!), “вице-президенты”, “директора-советники”, серебряные-золотые-бриллиантовые “миллионеры”…

Часто зомбирование идет дальше – жертвам организуются всякие выезды на природу с фуршетами, эстафетами, хоровым произнесением речевок об успехе и богатстве и даже хождением по углям (применяется потому, что кажется трудным, а после овладения вызывает у жертвы необоснованный прилив самоуверенности и общую эйфорию). Все это, согласитесь, подозрительно напоминает мантры-тантры наших псевдорелигиозных друзей

Для чего все это? Вы поймете (или не поймете…) ответ тогда, когда выяснится, что для начала “работы” необходимо заплатить 400-1000 рублей за регистрацию/аккредитацию/сертификацию/демилитаризацию, а также закупить определенное количество барахла, которое распространяет фирма. При этом вам пояснят, что для “развития своего бизнеса” вам следует привлечь к делу несколько человек – тогда вы получите дальнейшую скидку на “товар” для сбывания им же с доходом для себя. Привлеченные вами жертвы тоже поощряются заманивать новых, с дальнейшими скидками и ростом в ранге для вас лично.

Теперь стало яснее? Основной целью деятельности таких компаний является не сама по себе реализация бесполезного хлама, а завлечение новых жертв с новыми вступительными взносами и принудительными закупками. Специально для завлечения вас обучат нехитрым сектантским приемам, и вот вы уже с дежурной улыбкой вопрошаете – “Вы хотите стать свободным/счастливым?”, “Вы хотите, чтобы у вас дома был уют?” – чтобы человек не мог ответить “нет” (кстати, это хороший метод избавления от надоедливых зомби).

Круг знакомств “независимого бизнесмена” сокращается – родня недовольна тем, что все деньги спускаются на псевдобизнес, друзья шарахаются от бесконечных попыток впарить им БАДы или кастрюли с пылесосами, супруг(а) подает на развод… и “бизнесмен” круглосуточно варится исключительно в обществе своих товарищей по несчастью.

А сам “бизнесмен” внушает себе, что он вполне успешен и находится в двух шагах от цели. Если его в ответ на россказни об успехе спросить – почему же это ты, такой серьезный, ездишь на метро и пьешь “Жигулевское”? – то он на мгновение расфокусирует взгляд, моргнет и как ни в чем ни бывало скажет, что это просто месяц вышел не очень удачный…

Для подтверждения того, что это все не я злонамеренно измыслил, цитата:

Моя девушка подсела на сетевой маркетинг, компания занимается косметикой и прочей лабудой, если бы просто для себя, а то превратила это в смысл жизни. Устроиться на нормальную работу не хочет, вся якобы на позитиве и на фильме Секрет, может, кто видел. Мнит себя состоявшейся миллионершей, дома ничего не делает, работаю только я и приношу реальные деньги, а не обещания о красивой жизни и Мальдивах, возвращается поздно, ее контролируют наставники, у нее не осталось уже собственных мыслей… Прозомбировали ее, короче. Не знаю, что делать. Родственники и друзья не могут помочь, пытались говорить, что это развод на бабло и т.п., но без толку. Девушка она хорошая, не тупая, я ее люблю, но от ее “позитива” на стенку лезть хочется

Если кто не знает, что за фильм “Секрет” – это о том, как силой мысли и своим положительным настроем можно в корне изменить свою жизнь и добиться полной сбычи мечт. Проще выражаясь, фильм призывает улыбаться, веселиться, думать о хорошем, регулярно представлять себя миллиардером/генералом/президентом и считать, что от этой маниловщины вас постигнет необыкновенный успех. Широко применяется для промывки мозгов сетевиками, ввиду очевидной направленности фильма – слащавые дяди и тети часами втолковывают одну и ту же мысль разными словами, вовсю используя для “обоснования” своего лепета примитивную софистику (к примеру, указывая на то, что антивоенные движения якобы плодят войны, а борьба с наркоторговлей способствует ее, наркоторговли, распространению).

Вырваться из этого, конечно, можно. Но трудно, как и из обычной секты. Главная трудность – полученная деформация психики. Раз поверив, что завлечение дурачков в примитивную финансовую пирамиду под видом спекуляции бесполезным хламом сделает вас миллионером и лидером, непросто отказаться от этой установки. Ведь тогда придется признать себя доверчивым и бесхитростным простаком, покорежившим свою жизнь ради фальшивых “бизнес-планов” и пышных званий в мошеннической шараге. А так и до самоубийства недалеко…

Как и прочие сектанты, адепты сетевого маркетинга говорят и думают на новоязе – только вместо астрала с космизмом там фигурируют “независимые консультанты”, “успех”, “лидерство”, “осуществить мечту”. Реальные профессиональные навыки (если они и были) теряются очень быстро, люди превращается в зомби с заученными фразами и совершенно одинаковыми глазами, улыбкой и манерами.

Как не стать жертвой самому? Во-первых, держать в голове уже упоминавшуюся мной поговорку про ум и Кресты, а во-вторых:

  • избегать любых приглашений на работу с туманными, но необыкновенно выгодными для вас условиями (один мой друг пару месяцев искал работу и ежедневно сражался с налетающими на него, яко воронье непотребное, вербовщиками сетевиков);
  • не вступать в разговоры с уличными говорунами на тему “Вы хотите, чтобы все у вас сделалось круто во мгновение ока?” (нет, не хочу!);
  • не брать в руки никаких предметов, особенно если при этом радостно заявляют “Наша компания делает вам подарок!” (или берите, суйте за пазуху и убегайте);
  • вешать трубку, если вам позвонили и предлагают бесплатную презентацию на дому (иногда вербовщики даже заявляют, что вы (или кто-то из домашних) якобы с ними уже договорились еще на прошлой неделе, но отчего-то не в силах сказать, как же вас зовут);

Если вдруг ваш знакомый заявляет, что ему раскрыли глаза некие замечательные люди, он больше не работает на дядю, у него из ниоткуда взялся собственный бизнес и тому подобное – сторонитесь его, как зачумленного, никуда с ним не ходите, не встречайтесь и не разговаривайте даже о футболе и выпивке.

Если же в такое попал родственник или просто ценный для вас человек – немедленно просветите его о вышепрочитанном и постарайтесь сократить его контакты с сетевиками. Зомбирование на начальных этапах вполне обратимо, особенно если вы сами не чужды примитивных манипуляций.

***

Конечно, все это грустно. За двадцать лет наша страна сделалась гнездом для всевозможных шарлатанов и психопатов, отравляющих жизнь простым людям. В следующей заметке попробуем рассмотреть причины и предпосылки такого печального положения дел.