Just One More Opinion — Блог Сяо Му

Блог Сяо Му — дипломата, востоковеда, неравнодушного к происходящему в России

Дружба народов

…Давным-давно, в одной очень необычной стране, существовало такое понятие – дружба народов. Не просто существовало – в честь него назывались университеты и улицы, оно лежало в основе решений властей и представляло собой важную часть государственной идеологии.

Необычная страна была практически одинока в этом смысле. Само словосочетание “дружба народов” не только звучало дико на многих языках планеты – оно еще и отдавало откровенным идиотизмом. Какая там дружба народов, если Патрик Финниган живет в одном районе, а Трой Джексон в совершенно другом, и ходить друг к другу в гости им решительно не рекомендуется (если, конечно, у них нет острого желания получить пулю)? Это уже не говоря о Хосе Лопесе, Карло Сантимо и Джонни Вонге

Простодушные объясняли это досадной ошибкой, омрачившей прошлое некоторых западных государств – расовой сегрегацией, про которую теперь вспоминают исключительно в связи с “законами Джима Кроу” в США, напрочь позабыв нацистские порядки, не так давно царившие в старой доброй Европе. По их столь же простодушному мнению, во всем были виноваты надменные политиканы, жестоко угнетавшие меньшинства/большинства (смотря по стране). Если мне не изменяет память, примерно о том же в свое время лепетал блаженный академик Сахаров.

Эту идею всемерно поддерживала официальная идеология необычной страны. Ее граждане гордились тем, что только у них в государстве принято прогрессивное отношение к международным и межнациональным отношениям и надеялись, что вскоре подобное мировоззрение восторжествует во всем мире.

А пока – граждане пребывали в полной уверенности, что весь мир (понятно, за исключением ничтожной кучки гнусных реакционеров и эксплуататоров) относится к ним с любовью и уважением. Эта уверенность основывалась на том, что как сами граждане, так и их предки не были замечены в грабительских мировых войнах, расовом угнетении, провозглашении своей исключительности и прочих грехах, обычно порождающих межнациональные трения. Наоборот – они хорошо знали, что их страна внесла решающий вклад в разгром нацизма, оказывала практически безвозмездную помощь огромному количеству слаборазвитых стран, в том числе и обучая их население в своих лучших вузах.

Эти люди горько ошибались.

После гибели необычной страны ее граждан, словно из бездонного ушата, стало окатывать ледяной водой. Наивные идеи, так убедительно звучавшие из телевизора, расползались под ее действием, как плохая бумага. Впрочем, периодически ледяная вода сменялась теплой жидкостью – кровью.

Простецы в ужасе взирали на открывшееся их глазам. Они не могли поверить, что кто-то, будучи в здравом уме и твердой памяти, может страшно ненавидеть и пытаться убить своего соседа (или вообще совершенно незнакомого человека) за то, что он говорит на слегка отличающемся диалекте, имеет другой оттенок кожи или характерную форму глаз. Для них все это было (и остается) каким-то иррациональным кровавым безумием.

***

Постер “Убей Ивана”, висящий в обычной американской казарме. Доцент хорватского университета, надевший форму усташа и вырезающий глаза сербским детям. Сто тысяч погибших в войне на Шри-Ланке. Это никакое не безумие – это обычная жизнь нашей планеты.

Под разговоры о всеобщем равенстве продолжается все та же кровавая и грязная история. Примерно четверть населения Земли более или менее сильно ненавидят Вас. Да, вот так – лично Вас, по расовому, религиозному или идеологическому признаку. Для разных людей причины будут разными, но четверть планеты ненавистников найдется почти у всех. И при удобном случае эти товарищи Вас убьют.

К примеру, негр из ЮАР с большой долей вероятности может вызывать ненависть у белого из ЮАР, белого из Европы или США, индуса, а также негра из, скажем, Сомали. И это – только самые очевидные варианты, с набором четких причин.

Огромное количество людей на Земле остро озабочены своим превосходством на другими. К сожалению, особенных достижений у них нет и не предвидится, и потому в ход идет основа – раса, этнос, вера. Чувствовать себя сверхчеловеком на основании формы глаз и цвета кожи очень легко и приятно, но со временем приедается, и хочется чего-нибудь более энергичного. Например, избивать/убивать презренных недочеловеков.

А потом развить идею и организовать банду/группировку/партию, ставящую своей целью массовое истребление унтерменшей. Многим на этом пути удалось прийти к немалому успеху и прославиться. Правда, помнят и осуждают по большей части только одного австрийского художника, который любил Вагнера и носил смешные усы в стиле Чарли Чаплина.

***

Необычная страна была практически избавлена от вышеперечисленного благодаря тоталитарной системе и исключительно хорошо отлаженным механизмам спецслужб. Когда система и спецслужбы были признаны преступными, а право нации на самоопределение – священным, пещерный нацизм расцвел так, что даже Африке было чему поучиться.

А интереснее всего то, что конец необычной страны отчего-то не вызвал большой любви к ее народу. Наоборот, ненависть многократно усилилась – слабого и трусливого ненавидеть гораздо проще и веселей, чем сильного и решительного.

***

 …Если Вам кажется, что все не так (или что все это было когда-то давно; или что ненавидели наш коммунизм, а не нас самих), то читайте продолжение заметки– оно состоит главным образом из примеров.